Без ограничений
по сумме заказа
Войти
Авторизируйтесь для получения скидки %

Какому бренду нужен маскот


02.09.2025

Сегодня практически любой бренд, будь то маленькая начинающая компания или всемирно известный концерн, имеет собственный маскот. Этот фирменный персонаж говорит с аудиторией простым понятным языком, делится знаниями и всячески веселит. Однако использование маскота направлено на решение куда более сложных и важных задач, чем просто развлечение. Так зачем же бизнесу маскот? Чем он может быть полезен для продвижения на рынке? Как сделать его запоминающимся и успешным? Об этом и другом расскажем прямо сейчас.

Тот, кто приносит удачу

Считается, что понятие «маскот» вошло в общее употребление благодаря французам, которые словом mascotte называли все, что приносит удачу. То есть, это самый обычный талисман. Англоязычный mascot означал примерно то же самое. Однако в западном мире понятие претерпевало разные изменения, и уже в конце 19-го века приобрело несколько другой смысл.

Маскот превратился в некое живое существо и по совместительству главный символ, представляющий определенную спортивную команду. Этот персонаж выходил на площадку перед соревнованиями, чтобы как следует разогреть фанатов, и чтобы те болели за кумиров, не жалея голосовых связок. Кстати, примерно тогда же талисманы появились у разных общественных организаций, учебных заведений, частных клубов.

На рубеже веков маскот стал активно осваивать рекламную сферу. Как раз в этот период он и приобрел современное значение. А именно, начал восприниматься как уникальный персонаж, ярко и креативно представляющий конкретный бренд. Одним из первых маскотов был Quaker Man — добродушный господин в костюме квакера, которого придумал производитель овсяных хлопьев Генри Сеймур и поместил на коробки с сухим завтраком.

Спустя еще какое-то время маскот отделился от логотипа и наполнился глубинным смыслом. В отличие от статичного героя на картинке, он стал наделяться характером, можно даже сказать харизмой, особой манерой поведения, а иногда и личной историей. Такой персонаж вызывает искренние симпатии и эмоциональный отклик. А еще он никогда не бездействует — он живет, растет и изменяется вместе со своей компанией.

Работа для маскота

Маскот призван решать самые разные задачи маркетинга. Пожалуй, главная из них — делать бренд узнаваемым и продвигать на рынке. Броский интересный образ хорошо отпечатывается в памяти и вдобавок усиливает визуальную идентичность наряду с логотипом и прочей фирменной символикой. Этот персонаж прочно ассоциируется с брендом и тем самым увеличивает его популярность, постоянно мелькая в рекламных роликах или на страницах журналов.

Вне всяких сомнений маскот отлично помогает выстраивать и поддерживать эмоциональную связь с целевой аудиторией и потенциальными клиентами. Поскольку он наделен человеческими качествами, то подсознательно вызывает интерес, эмпатию и доверие. Этот персонаж может цеплять своими поступками, чувством юмора, фирменными словечками, образом мышления или жизненной философией.

Помимо всего прочего маскот позволяет наладить коммуникацию с аудиторией. Просто так слушать и тем более читать об истории бренда, его знаковых достижениях, ценностях или концепции мало кому интересно. А вот фирменный персонаж способен рассказать обо всем этом так, чтобы было действительно занятно и содержательно. Получить обратную связь в этом случае намного проще.

Подавать под таким соусом новые акции и предложения тоже куда как эффективнее, чем посредством типичной рекламы в лоб. Маскот повышает вовлеченность публики и стимулирует участвовать в разных интерактивах. Всевозможные конкурсы, розыгрыши, игры помогают маскоту расшевелить аудиторию и настроить на нужную волну. В конечном итоге, все это работает на подстегивание покупательского интереса.

От лица на футболке до звезды соцсетей

Маскот особенно хорош тем, что его можно использовать где и как угодно. А чтобы ассоциаций с брендом возникало как можно больше, его интегрируют в брендинг продукции для создания привлекательного образа компании. Поэтому фирменный персонаж может появляться на стикерах, значках, футболках, кепках, брелоках, канцелярке и мерче во всех возможных вариациях.

Набрать очки популярности безотказно помогают мягкие игрушки в виде маскота или видеоигры с его участием. Иногда выдуманный талисман начинает жить настолько самостоятельной жизнью, что у него появляется собственное шоу. Например, красная панда Aggretsuko, маскот японского бренда игрушек и школьных принадлежностей, выступает главным персонажем в мультсериале для взрослых про будни офисного планктона. Так что японские дети в легкую уговаривают родителей купить очередной продукт с изображением мимимишного зверька.

Практика показывает, что любая реклама с талисманом в фирменном стиле работает продуктивно. Самые популярные форматы — флаеры, баннеры, растяжки и вообще любая печатная продукция. Более того, маскот можно активно раскручивать в соцсетях и блогах. Харизматичный персонаж вполне способен вести странички, выкладывать посты, отвечать на комментарии подписчиков. Иногда он становится виртуальным помощником на сайте или в приложении бренда. В частности, помогает пользователю найти интересующий товар, оформить заказ и попутно получить массу ценной информации.

Корпоративный талисман можно использовать в промо-акциях, конференциях, форумах, благотворительных вечерах и прочих массовых официальных мероприятиях. Это весьма действенный способ привлечь потенциальных клиентов и выделиться на фоне остальных брендов. Как именно задействовать маскот, всецело зависит от задумки и бюджета. Это могут быть те же брелоки, стикерпаки, мягкие игрушки или промо-сувениры. А могут быть и ростовые куклы, чтобы народ делал с ними селфи и массово выкладывал в соцсети.

Наши тоже могут

Чаще всего маскот — это реальный человек или вымышленный персонаж, как например, полковник Сандерс у KFC или Рональд Макдональд у одноименной сети закусочных. Не менее популярны талисманы-животные вроде кота Матроскина у бренда «Простоквашино», кролика Квики у Nesquik или совы Duolingo. Маскот запросто может быть неодушевленным предметом или антропоморфным персонажем, как неразлучная парочка красного и желтого M&M's.

Многие отечественные бренды постарались и создали удачные маскоты, которые стали органичной частью корпоративного имиджа и полюбились очень многим. Один из них — пес Спотти, главный персонаж соцсети ВКонтакте. Говорят, что когда-то давно его нарисовал Павел Дуров на благотворительном аукционе для подопечных детдомов. Поэтому изначально песик символизировал сочувствие и желание помогать. Сегодня Спотти можно увидеть на бесплатных анимированных стикерах и аватарках удалившихся пользователей.

Маскот СберКот не так давно обзавелся цифровой подружкой — миловидной кошечкой Кусей. Эти персонажи познакомилась и подружились еще в 2019 году все в том же ВК. Там они обсуждали актуальные вопросы и обменивались мемами на злобу дня. СберКота разработчики позиционируют как самого финансово грамотного котана и эксперта по банковским продуктам. А Куся отвечает за онлайн-операции, управление бизнесом с уклоном в экологический тренд, образовательные проекты и здоровый образ жизни.

Улыбчивый домовой Оззи с красно-синей шерстью — маскот маркет-плейса Ozon. Примечательно, что этот персонаж первоначально фигурировал в детском мультяшном сериале «Детектив Финник», где расследовал дела при помощи товаров с Озона. Теперь он превратился в эксперта по продажам, который рассказывает пользователям об актуальных акциях и скидках, а также делится советами, как выбрать подходящую технику и совершать безопасные покупки в интернете.

Пятюня — маскот HR-бренда торговой сети «Пятерочка», придуманный одним рекламным агентством. За основу взяли логотип ритейлера, добавили ему черты человеческого лица — и получили забавный персонаж-эмодзи. Миссия Пятюни заключается в том, чтобы делать магазин приветливым и уютным, как для клиентов, так и самих работников. Увидеть маскот можно в торговых залах, раздевалках и зонах отдыха магазина. А еще бренд выпускает собственный мерч с Пятюней в виде стикерпаков.

Маскот с нуля

Само собой, универсального алгоритма, как создать маскот для вашего бренда, не существует. Чтобы он не получился бестолковой говорящей головой, необходимо обратиться к профессионалам в сфере рекламных услуг. Но идти к ним с пустыми руками неприлично — стоит провести подготовительную работу.

Прежде всего, нужно изучить под микроскопом целевую аудиторию, чтобы лучше понять, чем она живет и дышит, какие у нее предпочтения и интересы. Исходя из этого, можно определяться с внешним видом талисмана. Изучать маскоты прямых конкурентов можно и нужно. Если таких нет, можно взять любые успешные талисманы последних лет и понять, чем они так приглянулись публике. Все это поможет лучше понять, что нынче в тренде и как это переработать под свой бренд.

Важно сосредоточиться на том, каким вы хотите видеть ваш персонаж. Как он выглядит и во что одет, какой у него характер и склонности, как его зовут и откуда он вообще появился, как разговаривает и двигается. Не помешает придумать маскоту какую-нибудь запоминающуюся фишку, вроде фирменной фразочки, жеста или танца. Эскизы, пусть даже самые примитивные, только приветствуются. На худой конец можно составить подробное словесное описание, чтобы облегчить художникам предстоящую задачу.

Тестирование и запуск

Со всеми этими исходными данными можно отправляться к дизайнерам, маркетологам и бренд-менеджерам. Именно они будут воплощать вашего маскота в жизнь. Здесь стоит сказать об одном принципиальном моменте. Даже если созданный персонаж вам очень понравился, проводить полномасштабный запуск сразу же не рекомендуется.

Вначале нужно протестировать его на отдельном сегменте аудитории. Если результат соответствует ожиданиям, важно зарегистрировать маскот. Поскольку он становится частью вашей торговой марки, защитить авторские права следует обязательно. И только после урегулирования всех формальностей, можно смело выводить своего героя в свет.

Креативный яркий маскот, придуманный со знанием дела, будет работать на ваш бренд с максимальной самоотдачей. Он сделает его живым, открытым, понятным для каждого человека и неизменно будет пробуждать самые теплые чувства. А положительные эмоции, как известно, отлично конвертируются в прибыль.

OK