- Сувенирная продукция
- Новости
- Эффективность брендинга
Эффективность брендинга
Профессиональное брендирование помогает четко и целенаправленно выстраивать деятельность компании. В частности, прочно обосноваться в своей нише на рынке, выделиться на фоне конкурентов и привлечь как можно больше клиентов. Но как объективно оценить эффективность выбранной брендинговой стратегии и понять, что она реализуется верно? Основные подходы и методы оценки разберем в нашей статье.
Если рассматривать необходимость оценки более детально, она помогает проанализировать и при необходимости скорректировать выбранную стратегию. Например, улучшить позиционирование бренда в своем сегменте или выявить перспективные направления развития. Такая оценка очень важна и для формирования лояльности аудитории. Проще говоря, понимания, что конкретно повышает приверженность и уровень доверия покупателей.
Другая вполне очевидная и оправданная задача — анализ финансовой эффективности. Ведь брендирование в конечном счете направлено на увеличение продаж и получение чистой прибыли. Ну и наконец, оценка нужна для своевременного выявления сильных и слабых сторон бренда. Вторые здесь намного важнее, поскольку подсвечивают провисающие моменты стратегии, что требует обязательной работы над ошибками и поиска альтернативных вариантов.
Интегральные модели позволяют реализовать эту задачу в полной мере. Применяемый в них подход дает более достоверные данные, поскольку рассматривает брендирование в самых разных его аспектах и, что особенно важно, в динамике. Более того, этот подход выявляет четкую корреляцию между потребительскими, финансовыми и рыночными метриками, а также связывает их воедино. Самое главное — объективно и глубоко оценивает эффективность выбранной концепции продвижения бренда и стратегический актив компании в долгосрочной перспективе.
- Специалисты по маркетингу выделяют специализированные метрики, позволяющие сделать эффективность оценки максимально понятной, прозрачной и всеобъемлющей. Среди ключевых метрик можно назвать следующие:
- Представленность бренда демонстрирует, насколько широко он фигурирует в медийном пространстве, начиная средствами массовой информации и крупными мероприятиями, заканчивая, социальными сетями и контекстной рекламой.
- Share of Voice выявляет занимаемую долю в медиа-пространстве бренда относительно конкурентов. Обычно эти метрики даются в процентах от любых упоминаний. Этот показатель напрямую влияет на узнаваемость торговой марки и, как результат, рост продаж.
- Узнаваемость бренда выводится в отдельный пункт. Этот критерий оценивает, насколько хорошо аудитория знает продукт компании и осознанно выделяет ее среди прочих. И здесь есть два уровня осведомленности о бренде. Первый — спонтанная узнаваемость, когда бренд легко идентифицируют по фирменной символике или названию. Второй — подсказанная узнаваемость, когда бренд выделяют в предлагаемом списке.
- Индекс потребительской лояльности скрывается за хорошо знакомым многим вопросом: посоветуете ли вы продукцию этого бренда друзьям и родственникам? В большой выборке эти метрики эффективности наглядно показывают общее отношение клиентов к бренду и обнаруживают моменты, которые вызывают недовольство и разочарование.
- Капитал бренда отражает восприятие бренда в сознании целевой аудитории, главным образом анализирует эмоциональную связь и уровень доверия. По сути, это оценка лояльности потребителей, их субъективного мнения о качестве продукции, возникающих у них ассоциациях и общей осведомленности. Эти метрики дают конкурентное преимущество и позволяют сохранять ценность бренда для клиентов даже в кризисные периоды.
- Проникновение марки отображает долю целевой аудитории, которую можно назвать постоянными клиентами. А конкретнее — позволяет посмотреть, как много людей купили продукт или услугу бренда и продолжают делать это на постоянной основе. По сути это означает, что они делают выбор в его пользу при наличии большого числа конкурентов.
- Стоимость бренда представляет собой один из важнейших финансовых показателей, оценивающих прогнозируемую эффективность компании. Эта оценка складывается из ожидаемой прибыли, сравнения с конкурентами, восприятия аудиторией и т. д. Она очень важна для самих владельцев бизнеса, в том числе, для получения инвестиций в бренд из всех возможных источников.
- В маркетинге существуют несколько интегральных моделей для оценки качества брендирования, составленные в разное время экспертами в этой области. Предлагаем разобрать самые популярные.
- Модель Аакера оценивает пять критериев. Уровень узнаваемости среди целевой аудитории через логотип, название, упаковку и прочие элементы айдентики. Ассоциации, то есть, любые визуальные образы, мысли и эмоции, возникающие у потребителя при упоминании конкретного бренда. Субъективное восприятие качества покупателями, которое может идти вразрез с фактическим, но при этом влияет на продажи. Уровень лояльности, прежде всего, осознанное желание снова купить продукт этого производителя, несмотря на присутствие на рынке конкурентов. Активы бренда, включающие корпоративный стиль, репутацию, действующие патенты и другие материальные и нематериальные составляющие.
- Модель Мунозы и Кумара выстраивает оценку эффективности брендинга на базе трех групп метрик. Метрики осведомленности о бренде оценивают осознание потребителем всех возможных выгод от приобретения товара или услуги до покупки. Поведенческие метрики раскрывают особенности реакций и действий потребителя уже после совершения покупки. В частности, придет ли он за этим товаром снова и будет ли рекомендовать его своему окружению. Финансовые метрики позволяют отследить зависимость капитала бренда и результативность вложенных инвестиций от выбранной стратегии брендирования. Примечательно, что все эти три группы метрик тесно связаны между собой, а значит, улучшение показателей в одной из них неизбежно влечет за собой улучшение показателей в другой.
- Модель Дэвиса и Данна формирует оценку эффективности выбранной стратегии, основываясь на концепции так называемого контактного брендинга. Авторы выделяют три ключевые точки контакта потребителя и бренда. Впечатления и знания до совершения покупки, например, при изучении сайта или просмотра рекламы. Впечатления и знания непосредственно при совершении покупки — когда потребитель лично оценивает продукт, взаимодействует с продавцами-консультантами и т. д. Впечатления и знания после покупки — когда происходит субъективная оценка качества продукции, знакомство с программами лояльности, постпродажным сервисом. Методика направлена на выявление сильных и слабых мест брендирования, что позволяет улучшить результативность контакта в каждой из трех точек.
- Модель Чернатони делает основной упор на целостном подходе в оценке эффективности брендинга. При этом в рамках системы важны как ключевые бизнес-показатели компании, так и мнения разных покупателей. Большое внимание здесь уделяется анализу узнаваемости и эмоциональной связи с аудиторией, где в идеале должны преобладать чувство сопричастности, комфорта, безопасности и другие позитивные впечатления. Кроме того, самым тщательным образом оцениваются механизмы формирования доверия и степень лояльности потребителей. Они выражаются в том, что человек готов покупать продукцию бренда даже при наличии десятков других альтернативных вариантов. Сюда же входят такие критерии оценки как видение бренда, его задачи, концепция и философия.
Метрики маркетинга оценивают бренд строго, но справедливо. Они позволяют проанализировать самые разные его аспекты, от узнаваемости и запоминаемости до механизмов формирования лояльности и удержания аудитории. Главная задача оценки эффективности — вовремя выявить ошибки брендинговой стратегии, после чего устранить их или превратить в новые направления развития.