О стульях, кольцах и значках: университетская атрибутика

Новый учебный год только начался, а первокурсники уже наводнили улицы города, важно выпятив грудь, обтянутую футболкой родного вуза или же украшенную значком факультета. Те же, чьи университеты не имеют атрибутики, тоскливо поглядывают на более удачливых товарищей и зачастую испытывают некоторый комплекс неполноценности: связь между наличием мерча у университета с престижностью учебного заведения довольно крепка в сознании не только молодежи, но и более зрелых людей. Мы ни в коем случае не хотим сказать, что учебное заведение, не имеющее своего фаншопа, некомпетентно в плане преподавания, но факты говорят сами за себя: учащиеся престижных вузов хотят носить эмблему своего университета, хотят сообщать всем окружающим о своей принадлежности к сообществу, хотят узнавать своих издалека, и лучший способ это сделать — надеть футболку или же шарф с изображением герба альма-матер.

Традиционно университеты России со времен еще Российской империи имеют как минимум один вид атрибутики для студентов, аспирантов и прочих причастных к славному братству, а именно — значок. Как ни странно, прежде монополисты в этой отрасли, сейчас значки конкурируют с другими видами сувениров, а во многих университетах исчезает само понятие выпускного значка для окончивших курс обучения.

Место значков отчасти заняли стикеры. Наклейка занимает большую площадь, ярче и нередко становится объектом коллекционирования: стикеры университетов все чаще можно увидеть на обложках ежедневников, тетрадях, чехлах для телефонов и даже ноутбуках. Последнее, пожалуй, особенно важно: как раньше путешественника выделяло обилие наклеек на чемодане, так молодого научного туриста отличает в наши дни обилие стикеров на его лэптопе, чаще всего красующемся перед докладчиком или слушателем во время конференции.

Традиционным для университетов является и базовый набор текстиля: футболки, бейсболки, толстовки, реже — шарфы, сумки, зонты и шапки. Также пользуются спросом канцелярские товары (ручки, ежедневники, блокноты, папки), флешки и кружки. Некоторые университеты выходят за пределы этого минимума: так, например, МГУ располагает линейкой наручных часов.

Университетские сувениры — очень динамично развивающаяся отрасль, если мы говорим о российских вузах, которые активно наверстывают упущенное. Спрос на предметы с логотипом вуза был всегда; в начале 2000-х его пытались удовлетворить частные компании по нанесению логотипов (состоявшие иногда из все тех же студентов), о чем свидетельствуют наполовину стертые надписи краской перед корпусами университетов примерно следующего содержания: «ТОЛСТОВКИ %НАЗВАНИЕ УНИВЕРСИТЕТА% %НОМЕРТЕЛЕФОНА%», а также полузаброшенные ныне, но очень активные лет пять назад сообщества ВКонтакте, в которых можно было заказать желаемое. Кроме того, заказы производились через сайты по нанесению логотипов и изображений, а то и в фотокиосках. На волне такого успеха многие университеты проявили интерес к теме атрибутики и создали наконец единообразный фирменный дизайн, брендбук для своего вуза. Судя по всему, именно единообразия и ауры «фирменности», «официальности» не хватало покупателям — едва на прилавках университетских киосков появились университетские футболки и толстовки в каком-никаком, но общем стиле, как аудитория быстро отвернулась от услуг мелких контор, предлагавших, кстати, гораздо больший простор для фантазии за едва ли не меньшую сумму: помимо названия альма-матер можно было указать еще и факультет или даже имя.

К сожалению, если университетскими сувенирами заниматься без фантазии, по принципу «все побежали — и я побежал», вуз может стать клоном, так и не достигнув желаемого результата. Порой такое случается с учебными заведениями, которые бездумно копируют чужую атрибутику или пользуются услугами компании-посредника, подходящей к вопросу выбора по принципу конвейера: вот откуда абсолютно одинаковые кружки, ручки, толстовки и т. д., отличающиеся лишь логотипом университета. Излишняя унификация, выражающаяся в том, что несколько расположенных на расстоянии пары станций метро вузов имеют одинаковый мерч, сводит на нет саму идею атрибутики как отличительного знака: на любом мероприятии, где встречаются студенты университетов-близнецов, это становится очевидно вообще всем. Особенно это правило касается текстиля: если с одинаковыми ручками и папками еще можно как-то смириться, то идентичные футболки одной и той же марки, покроя и цвета бросаются в глаза даже невнимательному человеку, а люди из разных вузов сливаются в единообразную толпу.

Впрочем, иногда встречаются по-настоящему необычные с точки зрения дизайна сувениры, которые запоминаются и используются как визитная карточка не только учебного заведения, но и всего города, особенно если это небольшой студенческий городок — это касается, например, Оксфордского и Тартуского университетов, а в России — Новосибирского государственного университета, недавно произведшего ребрендинг. Своей атрибутикой могут гордиться и те университеты, которые выбрали символом что-то очень запоминающееся: из российских это, в частности, НИУ ВШЭ (Высшая Школа Экономики), маскотом которой является харизматичная ворона, и МГУ, чьим фирменным знаком еще с советского времени служит Главное Здание на Воробьевых горах.

В то время, когда российские университеты осваивают базовый сувенирный набор и вырабатывают свой стиль, некоторые зарубежные вузы пошли дальше и замахнулись на ювелирную атрибутику и предметы от известных брендов: перечислить вузы, избравшие для нанесения логотипа ручки Parker, не представляется возможным, университеты Юкона и Чикаго выбирают бренд Contigo для своих термосов, Гарвардский университет (и еще ряд учебных заведений по всему миру) наносит тиснение с гербом на блокноты Moleskine, а Массачусетский Технический Институт — предлагает модникам футболки от Ralph Lauren. Впрочем, самым необычным у двух последних университетов, на наш взгляд, является нежная любовь к брендированным креслам, в том числе качалкам, которые в изобилии представлены в соответствующем разделе.

На фоне кресел-качалок с эмблемой университета меркнет все остальное, и ювелирная продукция с гербом вуза уже не вызывает удивления. Конечно, стоит она недешево, однако многие выпускники обзаводятся перстнями с символикой, которые хранят потом всю дальнейшую жизнь. Ювелирные украшения с логотипом университета — логическое продолжение темы значков, предмета долговечного, который можно носить на виду даже после окончания университета, войдя в зрелый возраст. «Выпускное кольцо» вдохновило и наших соотечественников — сразу несколько сайтов предлагают свои услуги по разработке дизайна перстней и изготовлению, но пока что идея не прижилась. Скорее всего, связано настороженное отношение к подобному новшеству не со стоимостью кольца, а с отсутствием все того же единого дизайна для каждого университета, по которому можно узнать своих — желание же иметь подобное украшение есть у многих. Кольца, кстати, достаточно широко распространены в США: достаточно набрать в поисковике «Alumni ring», чтобы убедиться в этом. Оксфордский университет пошел еще дальше и поражает обилием украшений: от подвесок до запонок, от сережек до ожерелий. Запонки тоже встречаются довольно часто, в том числе и у европейских университетов, будучи простыми в изготовлении; дарят их обычно с галстуками.

Несмотря на обилие вариантов украшений, заморские выпускники не спешат отказываться от значков, и нам кажется, что к их мнению стоит прислушаться: через несколько лет после окончания вуза, когда выпускник обживется в классическом пиджаке, сменившем университетские толстовку и футболку, значок станет едва ли не единственным универсальным напоминанием о том, как вы признательны своей Альма-матер. Тем же, кто все еще связан с университетом, можно только позавидовать: обилие толстовок, футболок, промо-продукции и канцелярии, развернувшееся перед восхищенным первокурсником, способно с запасом экипировать студиозуса на зиму и лето вплоть до аспирантуры. Владельцам частных курсов, озабоченным вопросами заказа сувенирной продукции, а также их коллегам из школ и университетов, уже имеющим фаншоп, мы можем посоветовать присмотреться к продукции зарубежных вузов в поисках новых идей для атрибутики; тем же, кто только начинает подбирать сувениры с университетской символикой, будет полезно заглянуть в разделы текстиля, уделив особое внимание сумкам для шоппинга, толстовкам, футболкам и бейсболкам, ручкам, блокнотам и ежедневникам, посуде, особенно кружкам и термосам, а также промо-продукции, которая, несмотря на довольно скромную цену, справляется со своей задачей прекрасно. И да, не забудьте о значках!

Loading...
Loading...
Loading...