О высоком: музейные сувениры
Есть мнение (причем, как ни странно, весьма распространенное в определенных кругах), будто музей — это не то место, где продажа сувениров целесообразна. Иные личности и вовсе видят нечто унижающее Высокое Искусство (обе буквы — обязательно заглавные) в сувенирных магазинчиках при музеях, отстаивая свое мнение в многочисленных научных и не очень статьях в журналах музееведческого толка. Тем не менее, музеи, у которых есть сувенирная продукция, процветают, чего нельзя сказать об остальных.
Здесь, конечно, весьма уместен вопрос наивного туриста, любящего просто зайти в тот или иной музей при знакомстве с городом: что-де плохого в магнитиках, ручках и тетрадках с Пушкиным, Лермонтовым? Конечно, плохого ничего нет, если, разумеется, Пушкину не будут рисовать усы, Лермонтова не будут цитировать с ошибками, а к скульптурам не будут приписывать реплики, являющиеся образцом сомнительного юмора. Аудитория, посещающая музеи и ведающая ими профессионально, опасается именно опошления экспоната в угоду денежной выгоде, и, к сожалению, порой такое действительно происходит. Опошление происходит не только неуместными фразами, сомнительным юмором, но и плохим качеством самих сувениров, вызванным либо неопытностью заказывающих, либо недобросовестным производителем, либо желанием сэкономить. Есть и еще один аспект, который пугает музейных работников: не станет ли желание обладания сувениром главной и единственной целью посещения музея? Не превратится ли музей, научное учреждение, в приложение к магазину? Не будут ли посетители проводить времени больше в сувенирной лавке, чем в самом музее?
Здесь хочется успокоить ревнителей и консерваторов музейного дела: пусть процент людей, которые посетят музей ради блокнота/ручки/футболки, неминуем, в любом случае, и без сувениров на данный момент существуют те, кто ходит по культурным учреждениям ради селфи возле портрета или просто возможности небрежно сказать в понедельник коллегам по работе: «А вот мы на выставку ходили, любовались творчеством Рафаэля».
Гораздо важнее другое: принесенные домой, эти сувениры — неважно, брелок с фотографией музея писателя или ручка с его цитатой, чашка с репродукцией Милле или же магнитик с картиной Ван Гога — заставят человека задуматься о внутреннем смысле произведения художника или писателя. Зачастую зритель не успевает рассмотреть предмет искусства в музее так, как следует, ведь экспозиция насчитывает десятки, а то и сотни наименований, и с каждым из них очень хочется ознакомиться, особенно если город посещает временная выставка; репродукция же, поселившаяся на том или ином предмете в доме, даст возможность проникнуться замыслом автора в более спокойной обстановке, подумать о сюжете картины и открыть для себя нечто новое. Да, кружка с принтом «Звездной ночи» Ван Гога — совершенно не то же самое, что полотно, выставленное в Нью-Йорке, УФ-печать не передаст рельефа картины, написанной маслом, наконец, они банально отличаются размером (и не в пользу кружки, понятное дело), однако человек, приобретший подобный сувенир в музее, где выставлена картина, отдает дань не только своему увлечению творчеством художника, но и материально поддерживает саму выставку. Полюбовавшись на подлинник, зритель не может взять его домой, но может взять с собой частичку красоты подлинного полотна, приобретя его репродукцию в виде картины или же принта на каком-либо носителе. Но если картина-репродукция выполняет исключительно декоративную функцию,громоздка и вызывает вопросы при перевозке через границу, то сувениры куда более мобильны, доступны и функциональны.
Наконец, для туристов сувениры еще более актуальны: от каждого из путешественников друзья и родные ждут подарков из далеких краев, но не для всех подходят кружки и футболки с видами города — наверняка кто-то из ваших друзей уже был в том городе, где вы коротаете отпуск, к тому же, не всем нравятся «городские» подарки из-за небольшого набора традиционных видов, знаковых для того или иного места. Опять же, утонченным натурам понравится, если их вкусы будут учтены — магнитик из музея любимого писателя воспринимается как нечто более личное, нежели магнитик с видами города, где жил любимый писатель.
Музеи писателей — особый случай. Довольно часто выясняется, что из всей обстановки подлинных предметов или нет, или же их настолько мало, что можно пересчитать по пальцам одной руки. Собственно, в музей писателей ходят не для того, чтобы подозрительно глядеть на смотрителей и мучить их вопросом, из какой именно чашечки пил Пушкин, а для того, чтобы иметь возможность ознакомиться с бытом и жизнью Александра Сергеевича. Тем не менее, вопрос, что же предлагать в качестве сувенира посетителям литературных музеев, стоит довольно остро: интерьеры комнат помещать на обложку блокнота несколько странно, а портреты писателей — не всегда оригинально, ведь иные прозаики и поэты, которым не сиделось на одном месте, являются счастливыми обладателями сразу нескольких музеев имени себя любимого (например, музеев Достоевского, известных автору статьи, аж семь). С другой стороны, всегда есть нетленное наследие, в котором можно выделить какое-то количество наиболее известных цитат о том периоде, который писатель провел в доме, который станет после смерти его музеем, и снабдить изображениями — или же позволить цитатам солировать, привлекая внимание к содержанию.
В сувенирах из музеев есть и образовательный аспект. Само собой подразумевается, что человек, носящий футболку с принтом картины Пикассо, знает, чьей кисти эта картина принадлежит и имеет представление о жизни и творчестве Пикассо в целом; толстовка с цитатой из Есенина или с портретом Пушкина (кстати, последнее весьма актуально: не так давно один российский бренд выпустил линейку толстовок и футболок с портретами русских классиков, обыгранных самым остроумным образом) эквивалентна признанию в любви литератору, чье лицо красуется у вас на груди, а значит, разговор о нем как минимум неприлично не поддержать. Поэтому советуем любителям печально смотреть на наше поколение не качать укоризненно головой при виде школьника в футболке с Александром Сергеевичем, а поинтересоваться тем, какое стихотворение ему больше всего нравится — гарантируем, что вы будете приятно удивлены тем фактом, что отрок красуется в футболке не просто из-за моды, а из любви к творчеству поэта (просто до вас подростку в футболке подобный вопрос задавали наверняка не раз и не два, причем в школе, скорее всего, в агрессивной форме — местные любители других поэтов).
Здесь, конечно, можно возразить: у музеев и без ручек-кружек-брелков есть сувениры. Например, музеи изобразительного искусства имеют альбомы репродукций, а писательские торгуют книгами. Но книги и альбомы — не самые доступные предметы: самый дешевый из виденных автором на момент написания альбомов репродукций стоил около тысячи рублей, а вес его не располагал к тому, чтобы возить с собой остаток путешествия или, тем более, купить еще парочку друзьям — уже одним таким талмудом можно было если не покалечить серьезно человека, то обеспечить сотрясение мозга. Что же до книг, то, если это не книги о конкретном музее, а просто издания сочинений писателя, смысл дарения ускальзывает: они не несут символической нагрузки предмета, принадлежащего к музею.
Итак, музейный сувенир должен быть
-
доступным по цене,
-
достаточно компактным,
-
разумеется, оригинальным (в чем смысл покупать ручку в музее, если она похожа на тысячу таких же, которые можно приобрести в других музеях и отличающихся лишь надписью?),
-
а также функциональным (если предмет нельзя никак использовать, обращаться к нему будут редко).
Конечно, должны быть и сувениры, которые позиционируются как VIP-сегмент и предназначены для более серьезных подарков и случаев — фарфоровая посуда, нарядно украшенные подарочные издания с золотым обрезом, перьевые ручки и тому подобные предметы — но доля таких подарков должна быть меньше, чем доля эконом-класса.
Проблема музейных сувениров перед российскими культурными учреждениями стоит довольно остро. Есть удачные примеры решения этой проблемы — к таковым можно причислить ГМИИ. им. Пушкина, Эрмитаж, Еврейский музей и центр толерантности, Музей современного искусства «Гараж», Музей Космонавтики, Музей Москвы, Русский музей, Музей Фаберже, Музей Достоевского в Санкт-Петербурге. У большинства же музеев, особенно государственных, сувениров или нет вовсе, или они существуют в довольно скромном виде, не меняющемся последний десяток лет: пара видов открыток, самая обычная шариковая ручка в белом корпусе, блокнот с серой бумагой и обложкой, которая едва ли готова к долгим путешествиям. Особенно сильно подвержены этому музеи, посвященные писателям: если с изобразительными ситуация более-менее стабильна, и в музее народного промысла вам могут продать пару деревянных ложек, то в литературном музее вам зачастую не продадут вообще ничего. Ситуация эта парадоксальна: спрос, несомненно, есть, особенно это касается крупных музеев в больших городах, а предложения нет и не ожидается. Конечно, связано это не в последнюю очередь с тем, что рынок рекламы в России существенно младше зарубежного, но немаловажно и сопротивление тех людей, которые воспринимают музейные сувениры как начало конца музея как научного института — и пусть это абсурдно, но приверженцы подобного взгляда на ситуацию существуют среди музейных работников.
Посещения зарубежных европейских музеев показывают, что там проблему сувениров если не решили все и на отлично, то стараются это сделать. Не будем перечислять скрупулезно те предметы, которые нас поразили (хотя умолчать о кольце с цитатой из Библии, копирующем один из экспонатов выставки в эстонском историческом музее, мы все же не можем). Вместо этого в качестве примера приведем Рейксмузеум, крупнейший музей Голландии, который в третий раз устраивает конкурс на самый лучший сувенир. Условие комиссии одно: полученный сувенир должен быть связан с любым произведением, которое выставлено в стенах Рейксмузеум. На кону стоит немалая сумма, которую вручат дизайнеру, предложившему наилучший вариант. Придуманные финалистами 2016 и 2015 годов работы поражают воображение: палитры теней для век, созданные по мотивам известных картин, упаковки для продуктов с натюрмортами Йоханнесса Ханнона, карточные колоды и браслеты. Что же касается музеев более скромных и небольших, то традиционен набор из ручки, блокнота и открытки — несмотря на то, что почти все переписки ушли в Сеть, традиция присылать из заграничного вояжа карточку с видами по-прежнему живее всех живых.