Что такое маркировка товаров и зачем она нужна бизнесу

Любой производитель, дистрибьютор и продавец прекрасно знает, что такое маркировка. Видит ее и покупатель, когда ему на глаза попадается этикетка с кодом. Правда, далеко не всегда он в точности представляет, зачем ее наносят на тот или иной товар.  Вот мы и решили разобраться в ключевых моментах. Что такое маркировка? Какая от нее практическая польза? Какая продукция должна иметь обязательный код? И как от всего этого зависят разные участники рынка?

Зачем нужна маркировка
Маркировка — это контрольно-идентификационный знак (КиЗ), который несет на себе этикетка, ярлык или упаковка. Она нужна не только для идентификации конкретного товара. КиЗ подтверждает тот факт, что продукция является подлинной, тем самым защищая ее от подделок. Да и честная конкуренция от этого только выигрывает. Кроме того, маркировка позволяет отслеживать перемещения товаров и повышать прозрачность всех операций с его участием. Заодно поступления налогов в бюджет увеличиваются. Наконец, покупатель, приобретая маркированный товар, будет точно уверен в его качестве и безопасности.
В нашей стране действует собственная национальная система цифровой маркировки и отслеживания товаров, которая называется «Честный знак», а ее оператором является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). В этой системе происходит маркировка продукции разных категорий, когда каждый товар получает уникальный цифровой код, чаще всего в формате DataMatrix (те самые квадратики из черно-белых элементов). В нем зашифрованы сведения о том, где, когда и кто произвел этот товар, актуальные сроки годности и другая важная информация. Эти коды сохраняются в системе и помогают отслеживать весь путь, который проходит продукция.
В самом упрощенном виде этот путь выглядит так. Производитель получает коды маркировки, наносит на товар, сканирует 2D-сканером и отправляет поставщику. Дальше уже он сканирует коды, после чего официально принимает товар и распределяет по магазинам или, скажем, точкам общепита. Продавцы в очередной раз сканируют коды, выставляют товар, чтобы покупатель мог его приобрести. После того, как маркированный товар купили или списали, он выходит из оборота.
Данные, полученные на каждом этапе, строго фиксируются в системе «Честный знак». Более того, любой код маркировки сохраняется в базе определенное время, в зависимости от категории продукции. Поэтому покупатель при желании может проверить подлинность купленного товара и отследить его перемещения с помощью специального приложения «Честный знак».
Какие товары подлежат маркировке
Далеко не все товары должны иметь свой КиЗ. Однако перечень продукции, подлежащей обязательной маркировке — довольно внушительный, и расширяется постоянно. На июнь 2025 года он выглядит вот так:
  • бакалея — первый этап стартовал 1 мая 2025 года с категории «снековая продукция»
  • безалкогольные напитки и безалкогольное пиво
  • бутилированная вода
  • велосипеды
  • духи и туалетная вода
  • консервы
  • корма для животных, ветеринарные лекарства
  • лекарства, БАДы, дезинфицирующие средства
  • медицинские изделия, технические средства для реабилитации
  • молочная продукция
  • морепродукты (икра)
  • парфюмерно-косметическая продукция и бытовая химия — первый этап стартовал 1 мая 2025 года с категорий «мыло» и «моющие средства»
  • пиво и слабоалкогольные напитки
  • обувь
  • растительные масла
  • табачные изделия
  • товары легкой промышленности
  • фотоаппараты
  • шины и покрышки
  • шубы
Что еще важно знать
На данный момент некоторые группы товаров проходят экспериментальный период маркировки. Он нужен для того, чтобы производители разобрались в новых законодательных нормах, наладили оборудование и «набили руку» на работе с пробными КиЗ. На сайте «Честного знака» говорится, что с 1 сентября текущего года список товаров с обязательной маркировкой пополнят следующие категории:
  • бритвы и лезвия
  • детские игрушки
  • кондитерские изделия
  • растворимые напитки
  • спортивное питание
  • строительные материалы
А уже в будущем году планируется добавить к ним еще некоторые виды бакалейной продукции, бытовой химии и косметических средств.
Маркировка не будет работать без электронного документооборота (ЭДО). Собственно благодаря ему участники получают возможность свободно взаимодействовать друг с другом и выполнять свою часть обязательств. И так понятно, что в электронном формате удобнее обрабатывать информацию и создавать унифицированную достоверную базу данных. В нашем случае, национального каталога для всей продукции.
Одно из главных преимуществ системы ЭДО — наличие у электронных документов квалифицированной цифровой подписи. Поскольку она обладает абсолютной юридической силой, госорганы принимают ее без проволочек. Кроме того, у нее есть более высокий уровень защиты, что служит дополнительной гарантией прозрачности всех операций. ЭДО также позволяет оптимизировать все рабочие процессы и сократить весьма затратные издержки.
Как это все связано с маркировкой? Самым непосредственным образом. Дело в том, что все участники оборота товаров и системы маркировки передают и получают необходимые сведения из электронного универсального передаточного документа (УПД). Первоначально составляют его производитель или импортер и обязательно вносят туда помимо всей необходимой информации коды маркировки товаров. А дальше они передают УПД по цепочке остальным участникам.
По большому счету без ЭДО в принципе невозможно выполнять существующие требования обязательной маркировки, поскольку вся документация на продукцию передается исключительно в цифровом формате. Без всего этого нужные данные попросту не попадут в систему «Честный знак», и никто не выдаст обязательный код. Грубо говоря, если участника рынка нет в ЭДО, его товара, по сути, тоже не существует. Только так его можно запустить в продажу и довести до покупателя легальным способом.
Как работать с маркированной продукцией
Для всех участников оборота действуют правила работы с товарами с обязательной маркировкой. Начнем с производителей — первых в этой цепочке.
  • Производители вначале должны получить квалифицированную цифровую подпись и подключиться к ЭДО, чтобы передавать сформированные УПД.
  • Дальше необходимо зарегистрироваться в «Честном знаке», вступить в ассоциацию ГС1 РУС (наше представительство международной организации GS1 по разработке стандартов для идентификации товаров) и заплатить ежегодный взнос.
  • В личном кабинете нужно составить описания товаров. Обычно в течение суток эти данные отображаются в «Честном знаке».
  • Дальше система автоматически генерирует коды Data Matrix, чтобы можно было их распечатать и сделать этикетки.
  • В конце останется оформить поставки продукции с маркировкой с помощью всего тех же УПД. В них указывают коды товаров: собственно товарный код (хорошо знакомый всем штрих-код с полосочками) и маркировочный КиЗ.
Для поставщиков и импортеров правила работы с маркированными товарами для будут немного отличаться, хотя общие моменты тоже есть.
  • Вначале они также должны получить квалифицированную электронную подпись, подключиться к ЭДО для работы с УПД и пройти регистрацию в «Честном знаке».
  • Импортерам необходимо зарегистрироваться в ассоциации ГС1 РУС и в личном кабинете системы описать ввозимые из других стран товары.
  • Далее необходимо через «Честный знак» запросить коды и передать их поставщикам, поскольку они будут наносить их на продукцию.
  • После необходимо выполнить настройку оборудования для дальнейшей работы с кодами маркировки.
  • На завершающем этапе понадобятся сканеры 2D-штрихкодов для сверки полученных КиЗ с теми, что были указаны производителем в УПД.
Продавцы розницы и опта
Продавцы розницы и опта — заключительные участники цепочки. Правила работы с маркированными товарами для них тоже имеют свою специфику.
  • Единое для всех условие — получить квалифицированную электронную подпись — остается без изменений.
  • Важно наличие онлайн-кассы для считывания кодов обязательной маркировки. С ее помощью они будут не только передавать данные фискальным органам, но и оповещать систему «Честный знак» о выходе товаров из оборота.
  • Дальше все по стандартному алгоритму — подключение к ЭДО, чтобы иметь доступ к УПД со всеми данными. Без этого не получится подтвердить ни один код маркировки.
  • Понятно, что регистрация в «Честном знаке» тоже должна быть в обязательном порядке. Например, маркировка нереализованной продукции — сфера ответственности продавца. Для этого нужно добавить описания таких товаров в систему, получить коды и поместить на этикетки.
  • Важно корректно настроить работу с кодами маркировки в учетной системе и на кассовом ПО, а также подсоединить сканер 2D-штрихкодов для сверки имеющихся КиЗ с указанными в УПД.
И ещё
Отдельно стоит остановиться на том, как взаимодействуют между собой рекламное агентство и корпоративный заказчик. Во многом это зависит от того, для какой цели приобретается тот или иной товар. Здесь предполагается два сценария:
  • В первом случае корпоративный заказчик покупает через рекламное агентство продукцию для собственного использования. Всю работу с кодами маркировки берет на себя именно рекламное агентство и выводит товары из оборота тоже оно. Для него регистрация в «Честном знаке» при таких обстоятельствах является обязательным этапом. Заказчик от этого освобождается, поскольку выступает в роли покупателя и никакой ответственности здесь не несет.
  • Второй сценарий — когда заказчик является юридическим лицом и приобретает товар с маркировкой для дальнейшей реализации, скажем, продажи в фирменном магазине или на маркетплейсе. В этом случае регистрация в «Честном знаке» для него становится обязательной. Поскольку теперь именно заказчик, а не рекламное агентство будет реализовывать продукцию и выводить товары с кодами маркировки, если они не были проданы. При этом обмен данными по всей цепочке участников точно так же происходит в системе ЭДО, включая составление и передачу УПД с кодами.

Чем чревата ситуация, при которой заказчик в статусе юридического лица не регистрируется в «Честном знаке», но при этом пытается продать товары без обязательной маркировки? Тем, что это серьезное нарушение действующего законодательства и, как минимум, грозит штрафом в размере от 50000 до 100000 рублей, в зависимости от конкретных обстоятельств. Аналогичная мера работает в отношении всех предыдущих участников цепочки, в том числе, производителей, импортеров, поставщиков, розничных и оптовых продавцов.

Единственный, кто может расслабиться и ни о чем не переживать — это обычный покупатель, который приходит в магазин или делает заказ через интернет. Для него этикетка с обязательной маркировкой содержит всю самую ценную и важную информацию. А вместе с этим дает железную гарантию того, что он приобретает качественный проверенный товар.

Loading...
Loading...
Loading...