- Сувенирная продукция
- Новости
- Что такое маркировка товаров и зачем она нужна бизнесу
Что такое маркировка товаров и зачем она нужна бизнесу
Любой производитель, дистрибьютор и продавец прекрасно знает, что такое маркировка. Видит ее и покупатель, когда ему на глаза попадается этикетка с кодом. Правда, далеко не всегда он в точности представляет, зачем ее наносят на тот или иной товар. Вот мы и решили разобраться в ключевых моментах. Что такое маркировка? Какая от нее практическая польза? Какая продукция должна иметь обязательный код? И как от всего этого зависят разные участники рынка?
В нашей стране действует собственная национальная система цифровой маркировки и отслеживания товаров, которая называется «Честный знак», а ее оператором является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). В этой системе происходит маркировка продукции разных категорий, когда каждый товар получает уникальный цифровой код, чаще всего в формате DataMatrix (те самые квадратики из черно-белых элементов). В нем зашифрованы сведения о том, где, когда и кто произвел этот товар, актуальные сроки годности и другая важная информация. Эти коды сохраняются в системе и помогают отслеживать весь путь, который проходит продукция.
В самом упрощенном виде этот путь выглядит так. Производитель получает коды маркировки, наносит на товар, сканирует 2D-сканером и отправляет поставщику. Дальше уже он сканирует коды, после чего официально принимает товар и распределяет по магазинам или, скажем, точкам общепита. Продавцы в очередной раз сканируют коды, выставляют товар, чтобы покупатель мог его приобрести. После того, как маркированный товар купили или списали, он выходит из оборота.
Данные, полученные на каждом этапе, строго фиксируются в системе «Честный знак». Более того, любой код маркировки сохраняется в базе определенное время, в зависимости от категории продукции. Поэтому покупатель при желании может проверить подлинность купленного товара и отследить его перемещения с помощью специального приложения «Честный знак».
- бакалея — первый этап стартовал 1 мая 2025 года с категории «снековая продукция»
- безалкогольные напитки и безалкогольное пиво
- бутилированная вода
- велосипеды
- духи и туалетная вода
- консервы
- корма для животных, ветеринарные лекарства
- лекарства, БАДы, дезинфицирующие средства
- медицинские изделия, технические средства для реабилитации
- молочная продукция
- морепродукты (икра)
- парфюмерно-косметическая продукция и бытовая химия — первый этап стартовал 1 мая 2025 года с категорий «мыло» и «моющие средства»
- пиво и слабоалкогольные напитки
- обувь
- растительные масла
- табачные изделия
- товары легкой промышленности
- фотоаппараты
- шины и покрышки
- шубы
- бритвы и лезвия
- детские игрушки
- кондитерские изделия
- растворимые напитки
- спортивное питание
- строительные материалы
Маркировка не будет работать без электронного документооборота (ЭДО). Собственно благодаря ему участники получают возможность свободно взаимодействовать друг с другом и выполнять свою часть обязательств. И так понятно, что в электронном формате удобнее обрабатывать информацию и создавать унифицированную достоверную базу данных. В нашем случае, национального каталога для всей продукции.
Одно из главных преимуществ системы ЭДО — наличие у электронных документов квалифицированной цифровой подписи. Поскольку она обладает абсолютной юридической силой, госорганы принимают ее без проволочек. Кроме того, у нее есть более высокий уровень защиты, что служит дополнительной гарантией прозрачности всех операций. ЭДО также позволяет оптимизировать все рабочие процессы и сократить весьма затратные издержки.
Как это все связано с маркировкой? Самым непосредственным образом. Дело в том, что все участники оборота товаров и системы маркировки передают и получают необходимые сведения из электронного универсального передаточного документа (УПД). Первоначально составляют его производитель или импортер и обязательно вносят туда помимо всей необходимой информации коды маркировки товаров. А дальше они передают УПД по цепочке остальным участникам.
По большому счету без ЭДО в принципе невозможно выполнять существующие требования обязательной маркировки, поскольку вся документация на продукцию передается исключительно в цифровом формате. Без всего этого нужные данные попросту не попадут в систему «Честный знак», и никто не выдаст обязательный код. Грубо говоря, если участника рынка нет в ЭДО, его товара, по сути, тоже не существует. Только так его можно запустить в продажу и довести до покупателя легальным способом.
- Производители вначале должны получить квалифицированную цифровую подпись и подключиться к ЭДО, чтобы передавать сформированные УПД.
- Дальше необходимо зарегистрироваться в «Честном знаке», вступить в ассоциацию ГС1 РУС (наше представительство международной организации GS1 по разработке стандартов для идентификации товаров) и заплатить ежегодный взнос.
- В личном кабинете нужно составить описания товаров. Обычно в течение суток эти данные отображаются в «Честном знаке».
- Дальше система автоматически генерирует коды Data Matrix, чтобы можно было их распечатать и сделать этикетки.
- В конце останется оформить поставки продукции с маркировкой с помощью всего тех же УПД. В них указывают коды товаров: собственно товарный код (хорошо знакомый всем штрих-код с полосочками) и маркировочный КиЗ.
- Вначале они также должны получить квалифицированную электронную подпись, подключиться к ЭДО для работы с УПД и пройти регистрацию в «Честном знаке».
- Импортерам необходимо зарегистрироваться в ассоциации ГС1 РУС и в личном кабинете системы описать ввозимые из других стран товары.
- Далее необходимо через «Честный знак» запросить коды и передать их поставщикам, поскольку они будут наносить их на продукцию.
- После необходимо выполнить настройку оборудования для дальнейшей работы с кодами маркировки.
- На завершающем этапе понадобятся сканеры 2D-штрихкодов для сверки полученных КиЗ с теми, что были указаны производителем в УПД.
- Единое для всех условие — получить квалифицированную электронную подпись — остается без изменений.
- Важно наличие онлайн-кассы для считывания кодов обязательной маркировки. С ее помощью они будут не только передавать данные фискальным органам, но и оповещать систему «Честный знак» о выходе товаров из оборота.
- Дальше все по стандартному алгоритму — подключение к ЭДО, чтобы иметь доступ к УПД со всеми данными. Без этого не получится подтвердить ни один код маркировки.
- Понятно, что регистрация в «Честном знаке» тоже должна быть в обязательном порядке. Например, маркировка нереализованной продукции — сфера ответственности продавца. Для этого нужно добавить описания таких товаров в систему, получить коды и поместить на этикетки.
- Важно корректно настроить работу с кодами маркировки в учетной системе и на кассовом ПО, а также подсоединить сканер 2D-штрихкодов для сверки имеющихся КиЗ с указанными в УПД.
- В первом случае корпоративный заказчик покупает через рекламное агентство продукцию для собственного использования. Всю работу с кодами маркировки берет на себя именно рекламное агентство и выводит товары из оборота тоже оно. Для него регистрация в «Честном знаке» при таких обстоятельствах является обязательным этапом. Заказчик от этого освобождается, поскольку выступает в роли покупателя и никакой ответственности здесь не несет.
- Второй сценарий — когда заказчик является юридическим лицом и приобретает товар с маркировкой для дальнейшей реализации, скажем, продажи в фирменном магазине или на маркетплейсе. В этом случае регистрация в «Честном знаке» для него становится обязательной. Поскольку теперь именно заказчик, а не рекламное агентство будет реализовывать продукцию и выводить товары с кодами маркировки, если они не были проданы. При этом обмен данными по всей цепочке участников точно так же происходит в системе ЭДО, включая составление и передачу УПД с кодами.
Чем чревата ситуация, при которой заказчик в статусе юридического лица не регистрируется в «Честном знаке», но при этом пытается продать товары без обязательной маркировки? Тем, что это серьезное нарушение действующего законодательства и, как минимум, грозит штрафом в размере от 50000 до 100000 рублей, в зависимости от конкретных обстоятельств. Аналогичная мера работает в отношении всех предыдущих участников цепочки, в том числе, производителей, импортеров, поставщиков, розничных и оптовых продавцов.
Единственный, кто может расслабиться и ни о чем не переживать — это обычный покупатель, который приходит в магазин или делает заказ через интернет. Для него этикетка с обязательной маркировкой содержит всю самую ценную и важную информацию. А вместе с этим дает железную гарантию того, что он приобретает качественный проверенный товар.